• Чт. Апр 25th, 2024

Интеграция республики Крым и г. Севастополь в правовое поле России

Автор:nastya.miura

Янв 8, 2015 #Крым, #Россия

Республика Крым и город федерального значения Севастополь, к удивлению многих аналитиков, недолго оставались регионами без определенного правового статуса. Многие правовые проблемы, связанные с интеграцией Крыма в состав Российской Федерации, были решены достаточно быстро. Международная правовая практика ясно свидетельствует о том, что демократические методы решения проблем не должны оспариваться третьими сторонами, хотя некоторые страны Запада до сих пор интерпретируют Крым как юного подростка, нуждающегося в контроле и воспитании. В кино ему нельзя потому, что фильм слишком жестокий; с друзьями гулять запрещено потому, что они не нравятся родителям, и т.д. Нормализовать ситуацию помогло «совершеннолетие» Крыма, которое юридически было оформлено в марте 2014.

Проведение референдума с последующим принятием Думой РФ законопроекта о включении в состав России республики Крым и г.Севастополь стали двумя ключевыми правовыми мероприятиями, обозначившими статус еще недавно спорных территорий. «Доброжелателям» стоит обратить внимание на то, что данные события были последовательными, а не одновременными. Россия приняла Крым и Севастополь в состав федерации только после соответствующего волеизъявления местного населения.

Все необходимые конституционно-правовые механизмы были учтены при составлении Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года. Консультационный период был коротким, но плодотворным: закон был принят абсолютным большинством в третьем чтении после двух небольших редакций. Референдум также прошел согласно всем требованиям международного права. Единственной видимой проблемой является реакция международного сообщества. Процессы полной имплементации нового юридического статуса республики Крым и адаптации к нему стран-лидеров могут занять несколько лет. Впрочем, как известно, Москва тоже не сразу строилась.

Отсутствие юридических проблем в аспекте международного права еще не означает, что процесс интеграции Крыма в российское государственно-правовое поле будет безболезненным и простым. Для жителей республики, которые совсем недавно находились в юрисдикции украинского законодательства, многое в новинку; юридическая адаптация бизнеса и общественного менталитета в качественно иные системы исполнительного и судебного производства потребует особой деликатности со стороны государства. Особо важным, поворотным моментом в становлении международно-правового статуса республики стали выборы в Госсовет 19 сентября текущего года.

Основные тенденции трансформации судебной системы

Одной из главных тем для интенсивных дискуссий вокруг юридической трансформации правового поля Крыма и г.Севастополь является переквалификация судей и общее изменение судебной системы. 23 июня текущего года Президент России Владимир Владимирович Путин подписал пакет законов, которым определяются основные направления развития судебной системы и план ее интеграции в систему российскую. Со вступлением Крыма в состав России на территории республики автоматически начали действовать все законы РФ.

Республика Крым, как и другие регионы подобного статуса, будет иметь высший орган судебной власти — Верховный Суд Республики. 24 районных суда попадут под юрисдикцию главного судебного органа; также создаются два Арбитражных суда — по одному для каждого нового субъекта Федерации. В городе Севастополь, который на карте России является важной стратегической точкой, будет, кроме того, работать Севастопольский гарнизонный военный суд.

Оперативное решение в области судебной реформы в Крыму было правильным, и в ближайшие несколько лет даст свои плоды. На данный момент главной задачей чиновников является переквалификация крымских судей, которым необходимо в ближайшее время получить российское гражданство (многими, впрочем, оно получено сразу же после проведения референдума). Судебная система России существенно отличается от украинской, но фундаментальные правовые принципы схожи. Сам процесс переквалификации не должен занять много времени: судьям надо будет просто забыть об украинских правовых терминах и побыстрее выучить российские. Как известно, абсолютное большинство крымского населения является русскоязычным, а потому переход с недавней «державной мовы» на государственный русский для судей будет безболезненным, естественным, и только упростит работу с населением.

Судебная реформа идет с максимально возможными темпом и эффективностью. Диспуты относительно способов судейской переквалификации велись еще в марте текущего года, а потому конкурсный отбор федеральных судей Высшей квалификационной коллегией судей РФ будет достаточно простым. В борьбу за конкурсные места включатся и судьи из других регионов России. Основной задачей Крыма и России сейчас является быстрый и эффективный старт работы крымских судов в новом режиме.

Немногочисленные и относительно легко решаемые проблемы, с которыми столкнулись вновь прибывшие и переквалифицировавшиеся судьи, являются следствием дефицита времени для необходимых подробных консультаций с юристами-экспертами при составлении самого законодательного акта. Изначально не был определен статус кассационных жалоб, которые были поданы в Киев до вступления Крыма в состав РФ. Некоторые независимые эксперты опасались также за легитимность решений судей в связи возможности параллельных судебных разбирательств одного дела в разных судебных юрисдикциях.

Вышеописанные проблемы действительно имели место, но разрешались «на ходу» без существенных последствий. Многие эксперты забывали о том, что Крым стал территорией России, т.е. вне зависимости от того, какие юридические пережитки остались в правовой системе республики, последнее слово остается за законодательством России. Спорные проблемы могут и должны решаться оперативно и недвусмысленно. Свою решимость действовать именно таким образом Россия уже продемонстрировала. Отбор судей для работы в судебных органах Крыма и Севастополя ведется ежемесячно. К затруднениям и ошибкам судебной системы, неизбежным на первом этапе, Правительство РФ готово. Сроки формирования функционирующей и эффективной судебной инфраструктуры обозначены достаточные — до 1 июля 2015. Этого времени должно с лихвой хватить для решения большинства проблем переходного периода.

Государственная и муниципальная власть. Нотариат и Адвокатура.

Для крымчан важными изменениями станут реструктуризация системы муниципального самоуправления и появление новых органов государственной власти. Юридическая адаптация населения будет невозможной без введения в строй действенной и надежной системы нотариата с квалифицированными специалистами. Многим адвокатам и нотариусам придется пройти длительный курс переквалификации, ведь российское и украинское законодательство сильно отличаются друг от друга в мелочах, хотя на «генетическом» уровне являются родственными. Сам процесс переквалификации для юристов будет не трудным, но, видимо, длительным.

Этот процесс вряд ли скажется на правовом «самочувствии» местных жителей. Уже сейчас многие юристы из России едут работать в Крым и Севастополь. Крымчане получат необходимый уровень юридического сопровождения для безболезненной интеграции населения и бизнеса в новые правовые условия. Одной лишь «Российской Газеты» для быстрого оповещения населения об изменениях в законодательстве, конечно же, будет недостаточно. На территории любой страны существует определенный морально-этический базис, сформированный конкретными культурно-историческими и религиозными условиями: не убий, не укради и т.д. Его знает и соблюдает любой нормальный человек.

С другой стороны, если для законопослушного проживания в поле российского законодательства такого базиса, в принципе, достаточно, то для полноправного участия в экономической, политической и общественной жизни страны этого явно мало. Социально и экономически активное население должно иметь доступ к специализированной правовой информации, но еще более важно обеспечить населению возможность получить необходимые разъяснения и комментарии к этой информации. Обычный человек, прочитавший сухие формулировки закона, едва ли поймет все нюансы, права и требования, а также возможные последствия его нарушения. Необходимы специалисты, готовые объяснять, консультировать, сопровождать заключение сделок.

Появление цеха квалифицированных адвокатов и системы нотариата станет естественным продолжением реформы судебной системы.

Реструктуризация органов местного самоуправления также должна быть достаточно простой. Необходимая транспортная, коммунальная и информационная инфраструктуры уже действуют, нужно лишь изменить правила их работы. Для правовой интеграции республики в Россию необходима слаженная работа средств массовой информации, чиновников и юристов. В других субъектах Российской Федерации реформация муниципальной власти прошла успешно и в кратчайшие сроки, что не может не обнадеживать.

Опять же, для населения изменения в схеме работы муниципальной власти будут практически незаметными, а вот самим чиновникам и управленцам, как говорится, придется попотеть. Основными трудностями для них станут изменения в делопроизводстве, новые схемы внутригосударственных отношений. Впрочем, трансформация органов исполнительной власти не потребует от сотрудников немедленного переобучения. Поменяется начальство, изменится язык отчетов и официальной переписки, появятся новые требования и предписания.

Для многих чиновников и депутатов муниципальных образований Закон от 4 июня 2014 года «О структуре и наименовании органов местного самоуправления…» стал руководством к действию. Большинство управленцев, которые заслуживают свои позиции огромным опытом и высокими профессиональными качествами, конечно же, остались на своих местах, просто их должности теперь называются иначе.

Другие аспекты правовой интеграции

Жителей республики едва ли беспокоят вышеописанные масштабные проблемы, которые больше важны для государства в целом. Крымчане обеспокоены государственно-правовым статусом физических лиц, вопросами права собственности, изменениями в работе налоговой системы. Данные аспекты правовой реформации Крыма и Севастополя непосредственным образом отражаются на жизни обывателей. Большую роль в юридической адаптации населения сыграют не только нотариат и СМИ, но и органы образования. В течение текущего учебного года дети в Республике Крым будут учиться по российским учебникам, для них будут проведены специальные уроки граждановедения и права.

Для Правительства России вопрос правовой самоидентификации населения является первостепенным. Нормальный переход населения республики Крым и города федерального значения Севастополь в российское подданство возможен только при осознанном движении каждого отдельно взятого индивидуума в сторону интеграции. Проще говоря, каждый человек, живущий в Крыму, должен понимать, кто он, как ему платить налоги, куда обратиться, если ему нужна защита. Это значит, что каждый вопрос касательно юридической самоидентификации должен находить ясный ответ.

Все необходимые шаги Правительство России предпринимает. Судебная система реформируется, развивается нотариат и адвокатура, постепенно изменяется муниципальное законодательство. Введение специальных правовых уроков в школах, специальные телепередачи, ознакомительные сайты — все это помогает жителям республики скорее освоиться в новых правовых условиях.

Сейчас можно с уверенностью говорить, что государство делает все возможное для того, чтобы интеграция Республики Крым и г. Севастополь в российское правовое поле проходила быстро и для населения безболезненно.

Интеграция республики Крым и г. Севастополь в правовое поле России

Автор: nastya.miura

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *