• Чт. Апр 18th, 2024

По Черногории экономно

По Черногории экономноПо Черногории экономно

Несмотря на непростую экономическую ситуацию, российских туристов в Черногории меньше не стало. Маршрут по-прежнему востребован, и, как ожидается, дальше поток будет только увеличиваться. Привлекает, прежде всего, «натуральность» всего увиденного и попробованного, сравнительно низкие цены и очень для нас важное, неподдельное дружелюбие к россиянам. также увеличивается количество туристов из Германии, Франции, Италии. По данным Министерства туризма Черногории, за девять месяцев 2010 года в стране побывало более миллиона иностранцев, ежегодный рост госдоходов от туризма составляет свыше 7%. начиная с 2002 года количество ночевок неуклонно растет даже в кризисные годы. впервые миллион туристов был зафиксирован в 2007 году.

В этом году сезон отдыха на месте выглядел необычно, не как прежде. До 1 июля, по местным меркам, курорт оставался тихим и безлюдным. Но за неделю количество отдыхающих выросло в десятки, а то и в сотни раз. В течение той же недели были собраны аттракционы, торговые киоски и летние точки питания, оборудованы платные парковки. Заметим, июнь стоял жаркий, море прогревалось до +26 градусов — такой воды не было потом ни в июле, ни в августе. И малолюдно! В предыдущие годы все было готово к приему туристов уже в начале мая. Туроператоры, вероятно, учли прогнозы синоптиков и природные аномалии этого года. За исключением майских праздников, пять месяцев с самого начала года, почти каждый день, шли дожди. За десять лет, как русские поселились в этих местах, такого не припомнят. Русские здесь купаются начиная с 1 апреля. Некоторые круглый год. Разумеется, «уплотнение» по времени приема гостей выгодно по причине сокращения расходов. Но тут просматривается и резерв для дальнейшей работы туроператоров. А пока выходит, лучше всего путешествовать по Черногории на машине в мае, а потом — в сентябре. Необыкновенные виды открываются, когда движешься в пространстве между морем и горами, озером и в ущельях рек. Здесь не просто есть что посмотреть, а мало где еще можно столько всего увидеть разного на таком небольшом расстоянии и при таких хороших дорогах. Например, приморье, где на остановках можно купаться в самой чистой на всем Средиземноморье воде.

Бюджетный вариант путешествия по Черногории, автобусные экскурсии, не выдерживает никакой критики, это как городской пляж — шумно, тесно и не вкусно. И, если разобраться, дорого. За полдня с одного человека возьмут 25-30 евро. Отвезут куда-нибудь, дадут время погулять-перекусить час-полтора и привезут обратно. Может быть, на ломаном русском во время движения перескажут несколько расхожих легенд, порой ничего общего не имеющих с истиной. Это не значит, что черногорцы относятся к русским с пренебрежением. Традиционно русские считаются старшими братьями, что оправдано исторически. Но законы ежедневной курортной рутины, масса приезжающих и то обстоятельство, что обслуживают туристов в основном не черногорцы, диктуют не всегда вежливое к вам отношение.

Вывод: или индивидуальный тур с хорошим, знающим историю гидом, а при таком путешествии можно найти туры малыми группами, по 3-5 или 7-11 человек; или путеводитель, карта и арендованный автомобиль. Когда ко мне в Монтенегро приезжают друзья, я с удовольствием показываю страну сам. Если за несколько сезонов в Черногории пробыть больше двух месяцев, то выгодно сразу купить подержанный автомобиль, они крайне дешевы, и можно оставлять их там на приколе или сдавать внаем. Из вышесказанного ясно, что в июле-августе лучше смотреть континентальную часть, то есть национальные парки, которых уже пять. К ранее известным «Дурмитору», «Ловчену», «Биоградской горе» и «Скадарскому озеру» в этом году добавилось «Проклетье». Ну а в мае-июне и сентябре-октябре отправляться и на пляжи приморья, где в такое время можно комфортно парковаться. Вот, например, один маршрут.

По Черногории экономно
По Черногории экономно

Начинаем с Будвы. Утром интересно прогуляться по старому городу. Не все знают, что его можно весь обойти по верху городской стены. Лучше начать с лестницы, которая прячется с внутренней стороны городской стены у главных ворот, выходящих на площадь перед гостиницей «Авала». Начинать движение надо в направлении по часовой стрелке, если взглянуть сверху. Пятьдесят метров — и вы попадаете на площадку, расположенную на вершине главного донжона. Через бойницы вашему взгляду предстает главная площадь у городских стен, она же главная концертная площадка, причалы и вид на будванский променад. Вы идете по тем самым камням, на которых во время осады города должны были располагаться его защитники. Вы попадаете в специальные укрытия, из которых простреливается все пространство вдоль городской стены. Старая Будва меньше Дубровника, но старше, изящнее и отличается от него, как отличается маленький хрустальный флакончик дорогих духов от бутылки такой же туалетной воды

Из Будвы направляемся в Тиват, едем минут 15 прямо, не сворачивая направо в тоннель, ведущий к Котору, но этот большой перекресток запоминаем, мы появимся на нем еще два раза. Проехав Тиват по главной дороге, мы вскоре оказываемся на берегу залива. Дорога проложена по кромке берега, она же является и набережной, и дворовой площадкой для домов, окна и двери которых выходят прямо на проезжую часть. Причалы и маленькие гавани на две-три лодки примыкают к дороге со стороны моря. Тут же может расти дерево, а под ним стол — это терраса, тут разбирают улов, обедают, спят и загорают. Еще нужно сказать, что дорога эта во многих местах уже, чем в две полосы и для того, чтобы разъехаться, встречные машины, пропуская друг друга, выезжают либо на кромку причала, либо в микроскопический дворик.

На пароме «Лапетани-Каменари» переправляемся на противоположную сторону залива, поворачиваем направо и объезжаем с остановками по требованию города Рисан, Пераст и Котор, его самую удаленную от моря часть, внутренние заливы Рисанский и Которский. После этого через тоннель выезжаем обратно на тот самый, запомненный нами перекресток и едем опять прямо, теперь уже на полуостров Луштицу, в Жаницу и Мириште через поселок Радовичи, повернув налево по указателю километров через семь после перекрестка. Эти две бухты расположены напротив острова, на котором 150 лет назад был воздвигнут форт Мамула, защищавший вход в Боку. На прогулочном катере или лодке можно посетить и этот идеально сохранившийся форт, заселенный черными кроликами, и Голубую пещеру, и действующую церковь Введения Богоматери во храм, построенную в XIII веке на отдельном маленьком островке. Возвращаемся по другой дороге, через форт Розе (XII в.) и по внутренней части Луштицы, любуясь с высокой дороги панорамой внешних Герцегновского и Тиватского заливов. Выезжаем в третий раз на перекресток, закругляя вторую часть восьмерки, поворачиваем направо и возвращаемся в Будву. Этот маршрут необходимо начинать в 8 утра, поскольку на него уйдет не меньше 12 часов. По нему можно путешествовать в пик сезона, поскольку в Луштицу автобусных экскурсий нет. Мало кто туда самостоятельно ездит, не имея подробного описания и не представляя, насколько он интересен и живописен.

Автор: nastya.miura

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *